Northern Moscow & The Beskudnikovo Branch LineBeskudnikovo StationSlobodka StationOtradnoye StationInstitute Puti StationDzerzhinskaya StationLosinoostrovskaya Station

 

History

Maps

Northern Moscow

Mail

22.01.2024  г.

 

 

Московский север

 

 

Лосинка и окрестности

 

★★★

 

Бабушкинский парк. Советская античность.

Кинотеатр "Арктика".

 

 

Вот и всё что было
Не было и нету.
Правильно и ясно.
Здорово и вечно.

 

Егор Летов

 

 

И вот, наконец, сама Лосинка, город Бабушкин.

Начнём с улицы Менжинского, а точнее, с её главной достопримечательности — Бабушкинского парка культуры и отдыха.

В июле 2023 года, перебирая свои архивы, мы обнаружили подборку фотографий, предположительно, начала 1960-х годов, кем-то отсканированных с оригиналов в Бабушкинском парке, вероятно, в 2006 году. Каким-то образом четыре года спустя они оказались у нас, но всё руки не доходили ими заняться, и вот теперь мы решили разместить эти снимки у нас на сайте. Да, часть из них уже публиковалась, но мы решили далее выложить всё, что нам прислали.

 

***

 

Бабушкинский парк в виде некоего пустыря.

Фрагмент плана Москвы издания Мосгоргеотреста Архитектурно-планировочного управления г. Москвы, съёмка 1951 г., издание 1952 г.

Тут интересное разночтение: улица Ленинская и улица Ленина.

 

***

 

Парк образован на месте общественных площадок, организованных в 1898-1905 гг. стараниями знаменитого Общества благоустройства Лосиноостровского поселка торговых служащих, однако самый интересный период его истории начался в 1955 году, когда территория была преобразована в парк культуры и отдыха, или, возможно, чуть раньше, и завершился к началу шестидесятых. При этом не очень понятно, что происходило до 1955 года.

Появление парка совпало с интересным периодом советской истории — 1940-1950-ми годами, когда могло пойти вот так, а пошло вот эдак. Тогда ведь происходили удивительные вещи, среди которых, например,

введение погон как в царской армии;

появление т. н. сталинского ампира с рогами изобилия и пятиконечными звёздами;

Пергамский алтарь;

вновь ставшая нормой жизни домашняя прислуга;

введение школьной формы по типу гимназической;

попытка раздельного обучения мальчиков и девочек;

попытка ввести образовательный ценз;

помощь людей доброй воли из лучезарного Лондона в восстановлении Русской православной церкви...

В общем, можно домыслить, к чему всё это велось, однако вырулили совсем в другую сторону.

Так вот, Бабушкинский парк был осколком той странной эпохи, воплотившейся некоторыми визуальными образами в скульптурных композициях, выразивших её специфическую суть с полунамёками на казавшиеся невероятными перемены, которые так и не наступили в силу их невероятности. Увы, всё, что осталось от тех лет, — это немногочисленные фотографии, благодаря которым мы можем погрузиться если не в ту самую эпоху, то хотя бы в её голографический образ с едва уловимыми отрывками и отголосками предчувствия странных перемен, когда новое начальство так и не пришло.

 

***

 

Бабушкинский парк КиО на карте 1968 года (геоподоснова 1962-1964 гг.). 

Судя по тому, что в парке не обозначены довольно крупные постройки, закрадываются некоторые сомнения в точности карты вообще. Кстати, тут есть улица какого-то Руднева (ошибка замечена в 2023 г.).

 

   

 А вот и схема Бабушкинского парка. Здесь обозначены следующие объекты.

Центральный вход в парк с ул. Менжинского.

Кинотеатр "Бабушкин".

Тир.

Памятник Ленину — Сталину.

Зелёный театр.

Площадь с фонтаном и летними ларьками для торговли.

Аттракционы.

Туалет.

Читальный зал с писательской аллеей.

Шахматно-шашечный павильон, позднее — карусель.

Танцплощадка.

Детская площадка.

Ворота со стороны ул. Коминтерна.

Ворота со стороны ул. Ленина.

Калитка с ул. Парковой.

Скульптурная группа "Счастливое детство".

За основу нашей схемы взята схема из первого издания книги А. Чернова "Лосинка моей памяти", 2013 г., которую с любезного разрешения автора можно невозбранно скачать с нашего сайта. Жителям Лосинки настоятельно рекомендуется.

 

 

 

Центральный вход в парк с ул. Менжинского и основные сооружения парка: прямо у входа — скульптурная композиция про Ленина и Сталина, справа — Кинотеатр "Бабушкин", за которым — аккуратно огороженный Зелёный театр и большой фонтан.

Что касается датировки этого снимка и других фотографий из архива Бабушкинского ПКиО, размещённых нами далее, вряд ли можно её достоверно определить. Мы будем полагаться на веяния моды и всякие косвенные признаки, по которым получается, что плёнка снималась в начале-середине шестидесятых годов прошлого века, хотя есть некоторые моменты, указывающие на более ранний период. Возможно, фотографии были сделаны с разных негативов, отснятых в разное время.

Предположительно, фотография появилась между 1956 и 1966 годами. Вроде как причёски у женщин относятся к пятидесятым, а памятник ученику, превзошедшему учителя, ещё не снесён — этим занялись позднее. Более того, в 1961 году гроб с телом Сталина всё ещё находился в Мавзолее. К сожалению, даже на фотографии с бо́льшим разрешением не удалось прочитать, что написано на афишах и плакатах, но стилистика одного из них (в правом нижнем углу) — это, скорее, эстетика пятидесятых (хотя картинка могла провисеть и несколько лет). Кроме того, справа читается надпись "Крокодил". Относилось ли это к одноимённому журналу? Может быть. В конце пятидесятых это было солидное сатирическое издание (даже толстые ежегодники выпускались!), проводившее в жизнь новые веяния советской внутренней политики вроде критики практиковавшихся во времена культа личности ночных заседаний партхозактива.

 

 

От входа по запечатлённой выше асфальтированной дорожке проследуем вглубь парка, к тамошней доминанте.

Небольшая площадь вокруг скульптурной группы "Счастливое детство" заполнена людьми — скорее всего, выходной или праздник вроде 1-го мая или, если это 1965 год, то дня Победы.

Молодая женщина с "вавилоном" на голове помогает нам датировать фотографию. Как известно, самый знаменитый "вавилон" относится к 1964 году, и все мы его видели в фильме "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён". Кстати, там же были многочисленные гипсовые пионеры, дудевшие в гипсовые трубы. На предыдущей фотографии в правой части можно разглядеть такую пионерку.

 

 

Люди узрели свет истины!

Скульптурная композиция "Счастливое детство". В общем, вполне такое протестантское вдохновение. Если принимать во внимание то, откуда нам явили советский коммунизм, то как-то оно всё одно к другому: человек доброй воли, великий гуманист и орденоносец Хьюлетт Джонсон и неизбежные "Тучи над Борском". Что ж, время такое было. Но время вышло, и произведение искусства оказалось не по рангу. Печально то, что мы не знаем и, вероятно, никогда не узнаем ни имени автора скульптуры, ни года, когда она была установлена. Вместо неё здесь теперь памятник лётчику Бабушкину. Хотя бы к месту.

Заметим, что ни одной из первоначально установленных в парке скульптур не сохранилось. Можно, конечно, списать на несовершенство материалов (гипс, алебастр и всё такое прочее), но могло быть и по-другому.

 

 

Скульптура в окружении цветов на клумбе.

За фонарём притаился важный плакат про железную руду. Советский человек должен быть в курсе, что если в магазине чего-то там нет, зато железной руды — выше крыши. Плакат сообщает, что в 1965 году её станет ещё больше — целых 150160 миллионов тонн!

Удивительное дело, но эти цифры, породили... американцы! Оказывается, "в соответствии с контрольными цифрами плана развития народного хозяйства СССР на 1959—1965 гг. намечено к концу семилетия добыть 150—160 млн. т товарной руды <...>, что превысит значительно современный уровень добычи железной руды США", ну а потом, вестимое дело, наступит полный коммунизьм! А руду в итоге всё-таки добыли, но с коммунизьмой почему-то не заладилось.

А мы лишний раз убеждаемся, что на дворе первая половина шестидесятых, если плакат не перевисел лишнего. А он такой здесь не один — целая галерея подобной пропаганды.

 

 

 

 Легендарный полярный лётчик М. С. Бабушкин. Памятник установлен вместо "Света истины" "Счастливого детства".

 

Почему-то Пушкин, но он тоже завсегдатай парка, ибо всегда за всё в ответе. 

Памятник стоит слева от центральной аллеи немножко поодаль от памятнику Бабушкину.

 

 

Центральная аллея, протянувшаяся через весь парк до стадиона "Красная стрела". Слева, предположительно, видны конструкции аттракционов, о которых будет дальше.

   

Центральная аллея была украшена наглядной агитацией в сатирическом ключе.

 

 

Однако девушки разглядывают не сатирические плакаты про буржуев, картёжников, пьянь с больничным листом и путь помидора в стихотворной форме, а про зелёные насаждения и культурную советскую семью. А всё почему? Был романтизьм!

И тем не менее, на общем фоне карикатуры смотрелись весело, и вышеупомянутый "Крокодил" пользовался большой популярностью. Таким образом канализировались возможные недовольство и озлобление населения, так как "отдельные недостатки" приобретали лёгкий шутливый оттенок, и было видно, что родное советское государство успешно борется с ними, массово тиражируя наглядную агитацию. Так сказать, "Фитиль" в печатной форме.

А вот сидящую на скамейке девушку отчего-то жалко, хотя, скорее всего, неправильная интерпретация.

   

Помимо прочего наглядная агитация рассказывала о борьбе СССР за мир и о дружбе народов, а также о борьбе трудящихся Земного шара против всего плохого и за всё хорошее. Результаты борьбы известны.

На фотографии представлены классические лавочки на двух чугунных или бетонных опорах с деревянным сиденьем, плавно переходящем в спинку, обычно выкрашенным в зелёный или желтовато-бежевый цвет.

   

И вот — оно! Моральный кодекс строителя коммунизма. Тут уж дата вполне понятна. Абракадабрычи сочинили его в 1961 году, а советская пропаганда его множила вплоть до 80-х годов. Эта чушь висела в школах, на заводах, в присутственных местах и т. д. и т. п. Даже интересно, дочитал ли кто-нибудь сей священный текст добровольно, а не стоя в очереди к врачу или маленькому, но очень важному и грозному начальнику жэка, осчастливившему москвичей своим явлением из Винницы?

Но не в этом дело. Найдена ещё одна возможность сделать привязку ко времени съёмки. Ну, то есть явно после 1961 года. В общем, получаем временной отрезок между 1962 и 1965 годами.

   

А вот милая фигурка Ювенты Гебы балерины. Дорожка, лавочки зелень. Вот так и должно быть.

   

Дорожка в парке.

Справа, утопленная в кустах, стоит классическая советская лавочка.

 

 

Тут тоже есть лавочка, а также имеются две большие декоративные вазы. Возможно, они — наследие пятидесятых годов, когда в качестве элементов архитектуры повсеместно появились рога изобилия и прочие символы людей доброй воли — им вышло повышение из подмастерьев в мастера, даже премии мира разрешили раздавать. Всё было очень серьёзно, но в какой-то момент фитилёк прикрутили, и остались только воспоминания о былом величии.

   

Ещё один уютный уголок Бабушкинского парка. Урна не менее фундаментальна, чем ваза.

   

Похоже, это диагональная дорожка, ответвляющаяся от центральной аллеи в северном направлении. Здесь уже чувствуется приближение грядущего упадка, хотя всё ещё по-прежнему очень мило.

   

Тайная тропинка в укромный уголок.

   

В укромном уголке есть возможность если не уединиться, то просто посидеть в тишине среди зелени. Явно 1960-е годы.

   

И даже почитать газету, полулёжа в шезлонге.

   

Тут отдых несколько активнее. За партией в шахмотья можно выкурить сигаретку. Всё очень неспешно и спокойно.

   

А здесь дела идут живее. Такое впечатление, что фотограф только что поставил присутствующим шах и мат "рыбу", в связи с чем намечаются активные мероприятия.

Заметим, что и здесь видны две скульптуры, но кто и что это такое, непонятно.

   

А тут отдых становится ещё активнее.

В советских парках были т. н. комнаты смеха с кривыми зеркалами, глядя в которые на себя или окружающих, глядящему должно было становиться смешно. Здесь, судя по освещению, даже комната не понадобилась. Реакция посетителей на увиденное в зеркалах неизвестна.

   

А это уже для детей.

Карусель, лошадки, а на верхушке шатра — золотой петушок. Кажется, рядом с каруселью скульптура медведя с каким-то человеком рядом.

   

Весьма популярный аттракцион. Маленькая девочка бежит со всех ног, чтобы скорей покататься на лошадке или даже на слонёнке!

   

Вот тут всё указано. А дети рады.

   

Один из самых любимых аттракционов. Это карусель с небольшими скамеечками, подвешенными на металлических цепях к вращающемуся где-то наверху кольцу. По мере набора скорости скамеечки отклонялись от вертикали, и посетители аттракциона радовались забаве как настоящему полёту. Остаётся надеяться, что человек в чёрном тоже счастлив.

   

Какой-то аттракцион. Вряд ли это катапульта, поэтому с бесстрашной девочкой всё должно быть хорошо.

   

Зелёный театр. При входе установлены гипсовые колхозница с корзиной, полной фруктов (изобилие, как и было сказано), и некий человек в фартуке с молоточком и мастерком (?), а также наугольником, должно быть, спрятанным под фартуком, и циркулем в кармане — в общем, каменщик. А так как известно, что мы другой такой страны не знаем, где так вольно дышит человек, то и каменщик — вольный. Извините, конферансье занесло — театр всё-таки!

Но прежде чем немножко рассказать о Зелёном театре, приведём здесь программу телевизионных передач на среду, 29 апреля 1964 года.

 

ПЕРВАЯ ПРОГРАММА


11.30 "На просторах родины"
16.55 Программа передач
17.00 Для школьников
17.30 Для дошкольников и младших школьников. "Весёлый поезд"
18.00 "Экран международной жизни"
18.50 Теленовости
19.00 С. Прокофьев — "Дуэнья"
21.10 "В эфире — "Молодость"
21.30 Теленовости
22.00 "В эфире — "Молодость". Продолжение передачи


ВТОРАЯ ПРОГРАММА


18.55 "Приключения Буратино". Мультфильм
20.00 Московские новости
20.20 Русская песня
21.10 "Мать". Фильм

 

М-да, не густо, да и кино про пособницу бандитов на ночь-то глядя... Бр-р-р! При нынешних трёхстах каналах цифрового телевидения, смартфонах, онлайн видеосервисах, и прочего в том же роде всё равно "смотреть нечего". А вот вам две программы центрального телевидения — развлекайтесь! Здорово, правда? Причём приведённое выше — отнюдь не худший вариант. А как вам речь Леонида Ильича на партийном съезде с повтором в новостях? Шарман! Кроме того, телевизор был удовольствием дорогим, и не каждая семья могла его себе позволить.

Вот поэтому — зелёный театр.

Что это такое? Это небольшая сцена с кулисами (всё по-взрослому!) с пианино (иногда) и аккордеоном (почти всегда). Перед сценой — ряды лавочек со зрителями под открытым небом, а на сцене — живое представление. Собственно, объяснять тут нечего: выступление Петрушки по-всякому было лучше выступления Генерального секретаря. У Петрушки даже дуделка была, вот! Да и просто весёлый чувак.

Следует обратить внимание на реакцию детей: живее просто и быть не может. Это вам не "слушали-постановили", а от души. Вы только внимательнее посмотрите.

 

 

 

Есть такое подозрение, что артисты в очередной раз срывают овацию. Публика в восторге! Медведь — не чета нынешним: бодр, весел, активен и ядрён!

И пианино тут имеется (спрятано под тряпочкой за кулисами).

   

Тем временем представление продолжается!

   

Аккордеонист соблюдает спокойствие, а медведь и Петрушка выражают благодарность зрителям за тёплый приём. Все счастливы и довольны, представление удалось!

   

А не кажется ли вам, что именно это называется коротким и ёмким словом "аншлаг"? И лица, лица...

   

А это — представление кукольного театра. Судя по тому, как одеты зрители, спектакли давали если не круглый год, то уж в межсезонье точно.

   

Может быть, и не аншлаг, но вы посмотрите на лица детей. Кто-то ковыряет в носу, кто-то сосёт палец, но это не мешает смотреть представление и сопереживать его героям. Бабушки, надо сказать, тоже довольны. Настоящее семейное мероприятие.

А девочка в кедах помогает датировать плёнку. Это начало шестидесятых. Именно тогда появились знаменитые "Два мяча". СССР пока ещё дружил с Китаем.

 

 

Зрительный "зал".

Представление окончено.

 

 

Зелёный театр. За прошедшие годы забор из деревянного превратился в кирпичный.

Вид с центральной аллеи.

20.08.2005 г.

 

 

Что ж, после спектакля можно прогуляться и посмотреть на замечательные цветы, благо до них от театра рукой подать.

Вот, например, георгины цветовода-любителя Г. В. Милеева и...

   

...георгины цветовода-любителя О. Бычковой.

   

Цветы.

   

Лавочка неподалёку от фонтана у Зелёного театра.

   

Учитель и ученик у главного входа в парк.

 

 

 

А это фонтан у Зелёного театра, украшенный скульптурой какого-то сказочного героя. Видна уже знакомая скульптурная пара — Деметра Церера колхозница и человек доброй воли Лихачёв каменщик рабочий.

На заборе театра под профилем Ленина над сценой видны лозунги про коммунизм. Тоже сказка, но злая.

   

Сказочные герои и коммунизм.

Фрагмент скульптурного украшения фонтана. Жалко, нет чёткого вида с другой стороны. Просто скульптура хорошо детализирована, и хотелось бы рассмотреть подробности.

   

Но увы...

Возможно, Жар-птица и Иван-Царевич. Хитрец Афанасьев передаёт привет знатокам. Но даже эта шапка оказалась не по Сеньке.

Скульптурное изобилие в Бабушкинском ПКиО может иметь простое объяснение: в пешей доступности, в Староватутинском проезде, располагался скульптурный завод, начавший работать в 1962 году. Однако скульптуры парка явно более раннего происхождения. Вот что пишут на сайте Объединения московских скульпторов.

История Экспериментально-производственного комбината монументальной и декоративной скульптуры Московской городской организации Художественного фонда РСФСР уходит в далекое прошлое. Еще в 30-е годы появились первые художественно-производственные площадки в Потылихе, а чуть позже, в 50-х, на Соломенной сторожке. Для расширения скульптурного производства в 1962 году был построен целый корпус в Бабушкине, который существует до настоящего времени.

Так или иначе, но от старых скульптур в парке не осталось ничего.

 

 

Главные объекты Бабушкинского парка культуры и отдыха — кинотеатр "Бабушкин" и Зелёный театр.

Примечательно, что на кинотеатре ещё не было надписи "широкоэкранный".

Не забываем про фонтан и Фаму пионерку с горном.

 

 

У входа в Бабушкинский парк, 20.08.2005 г. 

 

К 2005 году сохранилась одна из двух монументальных построек, вместе представлявших собой нечто вроде декоративных ворот без створов. Ворота и две калитки располагались за этими постройками.

 

Врата.

 

После того, как Пергамский алтарь, возможно, по итогам портсмутской встречи 1956 года очень вежливо попросили вернуть, в 1958 году эпоха советской античности завершилась.

   

 

 Кинотеатр "Арктика" в 1967 году занял южный угол парка.

04.11.2005 г.

 

Афиша кинотеатра — творчество штатного художника. В центре Москвы такого уже не увидишь.

 

 

 

Оригинальная левая часть декоративных ворот и кинотеатр.

04.11.2005 г.

   

4 ноября 2005 года. Солнце клонилось к закату, а на другую сторону улицы переходить было лень, поэтому фотография получилась так себе, но всё-таки можно разобрать, что это и к чему.

К пятидесятилетию т. н. великого октября с обязательным опережением сроков (интересно, зачем тогда было планирование?) в Москве вводилось множество объектов, в т. ч., как бы их сейчас обозвали, инфраструктурных и социальных, например, мост через Октябрьскую железную дорогу, снесённый в начале 20-х годов XXI века из-за аварийного состояния (продержался он чуть более полувека), и вот Кинотеатр "Арктика" проработавший 40 лет и более не подающий признаков жизни.

Может быть, памятную табличку заказали на Скульптурном заводе.

В общем, прощай, Лосинка!

     

 Один из двух деревянных домов в Лосинке, чудом дошедших до 2005 года.

 

Старый двухэтажный дом на улице Менжинского. 

 

назадвперёд

 

Лосинка: г. Бабушкин, ст. Лосиноостровская, пл. Лось, Джамгаровка, Ватутино и окрестности

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4. Page 5. Page 6. Page 7. Page 8. Page 9. Page 10. Page 11. Page 12. Page 13. Page 14. Page 15. Page 16. Page 17. Page 18. Page 19. Page 20. Page 21. Page 22. Page 23. Page 24. Page 25. Page 26. Page 27. Page 28.

 

Карта города

 

Московский север

 

 

©

 

2

0

0

5

-

2

0

2

3

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

To the top of the page

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2024-01-22 De Noorderlingen/Северяне