Northern Moscow & The Beskudnikovo Branch LineBeskudnikovo StationSlobodka StationOtradnoye StationInstitute Puti StationDzerzhinskaya StationLosinoostrovskaya Station

 

History

Maps

Northern Moscow

Mail

17.03.2024  г.

 

 

Московский север

 

 

Медведково и окрестности

 

★★★

 

Лета от сотворения мира семь тысяч семьдесят третьего, или по нынешнему счислению 1565 года, в жаркий летний день, 23 июня, молодой боярин князь Никита Романович Серебряный подъехал верхом к деревне Медведевке, верст за тридцать от Москвы. <...>

Еще не доезжая деревни, князь и люди его услышали веселые песни, а когда подъехали к околице, то увидели, что в деревне праздник. На обоих концах улицы парни и девки составили по хороводу, и оба хоровода несли по березке, украшенной пестрыми лоскутьями. <...>

— Эх, боярин! видно, ты издалека едешь, что не знаешь опричнины! Попытайся-ка что с ними сделать! Ономнясь наехало их человек десять на двор к Степану Михайлову, вон на тот двор, что на запоре; <...>

Вздрогнул от ярости Никита Романович. Закипело в нем ретивое.

— Как, на царской дороге, под самою Москвой, разбойники грабят и убивают крестьян! <...>

Мужик кланялся молча.

— На березу его! — закричал черный. — Любит молчать, так пусть себе молчит на березе!

Несколько всадников сошли с коней и накинули мужику петлю на шею.

— Батюшки, кормильцы! Не губите старика, отпустите, родимые! Не губите старика!

— Ага! Развязал язык, старый хрыч! Да поздно, брат, в другой раз не шути! На березу его!

Опричники потащили мужика к березе. В эту минуту из-за избы раздалось несколько выстрелов, человек десять пеших людей бросились с саблями на душегубцев, и в то же время всадники князя Серебряного, вылетев из-за угла деревни, с криком напали на опричников. <...>

— Теперь дай себя только до мельницы проводить, а там простимся. В мельнице найдешь ночлег и корм лошадям. Дотудова будет версты две, не боле, а там скоро и Москва! <...>

Вскоре они приблизились к мельнице. Несмотря на ночное время, колесо шумело в воде. На свист Перстня показался мельник. <...>

Мельник, ворча, повел приезжих в камору, стоявшую шагах в десяти от мельницы и где, несмотря на мешки с хлебом и мукою, было очень довольно места. <...>

— Боярин, — сказал Михеич, когда они остались одни, — сдается мне, что напрасно мы здесь остановились. Лучше было ехать до Москвы.

— Чтобы тревожить народ божий среди ночи? Слезать с коней да отмыкать рогатки* на каждой улице?

— Да что, батюшка, лучше отмыкать рогатки, чем спать в чертовой мельнице. И угораздило же их, окаянных, привести именно в мельницу**! Да еще на Ивана Купала***. Тьфу ты пропасть. <...>

Если бы читатель мог перенестись лет за триста назад и посмотреть с высокой колокольни на тогдашнюю Москву, он нашел бы в ней мало сходства с теперешнею. Берега Москвы-реки, Яузы и Неглинной покрыты были множеством деревянных домов с тесовыми или соломенными крышами, большею частью почерневшими от времени. <...> На Яузе и на Неглинной вертелись десятками мельничные колеса, одно подле другого. <...>

Любили православные украшать дома божии, но зато мало заботились о наружности своих домов; жилища их почти все были выстроены прочно и просто, из сосновых или дубовых брусьев, не обшитых даже тесом, по старинной русской пословице: не красна изба углами, а красна пирогами. <...>

 

* Отмыкать рогатки. — В XVI веке в Москве улицы на ночь перегораживались особыми заграждениями — рогатками.

** Именно в мельницу. — Мельница, по старинным народным верованиям, является местопребыванием "нечистой силы".

*** Иван Купала. — По народному поверью считается, что в ночь накануне праздника (24 июня по старому стилю), посвященного этому святому, в лесах и на реках действуют таинственные колдовские силы.

________________________________________

 

Князь Серебряный // Толстой А. К. Избранные произведения. — М.: Детская литература, 1970. — С. 220, 222, 223, 225, 230, 231, 232, 237, 505.

 

Медведково

 

Село Мытищинского района. От Москвы до ст. Лосиноостровская, Северной ж. д., 11 км. От ст. Лосиноостровская — 3 км.
 

Село Медведково в прошлом — родовая вотчина великого русского полководца князя Дмитрия Михайловича Пожарского, возглавлявшего в годы борьбы против польско-шляхетской интервенции XVII века народное ополчение и разгромившего вражеские войска под Москвой в 1612 г.

В Медведкове жил в детстве поэт Валерий Брюсов. В 1883 г. он провел здесь лето. В следующем году появилось его описание Медведкова в журнале "Задушевное слово" (No. 16).

 

Памятные места Московской области / Под общ. ред. К. А. Коноваловой. — М.: Московский рабочий, 1956. — С. 365.

Село Медведково и его окрестности.

Фрагмент карты 1968 года, выполненной на основе материалов, собранных в 1962-1964 гг.

 

Село Медведково, 1973 или 1974 год, вид с насыпи Бескудниковской ветки. Фрагмент фотографии Виталия Лазарева.

Вдали просматриваются проезд Дежнёва и Полярная улица. Забор справа — задворки хозяйства Института пути.

 

 

Медведково

 

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Медведкове, 1995 год.

Фотография предоставлена Алексеем Бондаренко.

 

А. И. Островский, один из величайших русских драматургов, назвал Москву "патриотическим центром государства". "В Москве все русское становится понятнее и дороже" — писал он. Вот таким историческим и патриотическим местом, напрямую связанным с именем великого сына Отечества, его защитника, является Медведково — загородные владения князя Пожарского. В трудное для Руси Смутное время в 1606-1612 гг., когда российскую землю раздирали интервенты-поляки, литовцы, шведы, а на русский престол бояре-изменники хотели посадить польского королевича Владислава и к русскому престолу рвались самозванцы Лжедмитрий I, а затем и Лжедмитрий II, на защиту Отечества в Нижнем Новгороде собирается ополчение во главе которого становится князь Д. Пожарский.

Пожарские владели Медведковом начиная с XVI в., земли эти располагались на севере Москвы на берегу Яузы. А свое название селение, как это уже говорилось выше, получило по прозвищу одного из Пожарских — "Медведь". Род князей Пожарских представлял собой ветвь князей Стародубских, происходивших от одного из младших сыновей великого князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо. Непосредственным родоначальником князей Пожарских стал Василий Андреевич, старший сын удельного князя Стародубского Андрея Федоровича, получивший во владение удел с центром в селе Пожар. Он жил в XV в., и в дальнейшем все его потомки стали писаться князьями Пожарскими. В XV-XVI вв. этот род не играл никакой политической роли, обладая, впрочем, довольно богатыми земельными владениями. Городская усадьба князя Пожарского находилась на Устретенке (Сретенке), занимая большой участок земли в приходе Введенской церкви. Церковь снесли в 1924 г. и на этом месте сейчас находится памятник В.В. Воровскому. 16 марта 1611 г. между церковью и усадьбой Пожарского было воздвигнуто укрепление и взбунтовавшиеся жители при поддержке пушкарей пушечного двора (на месте пушечного двора сейчас построено здание центрального универмага "Детский мир"), примкнув к отряду Пожарского, успешно отбивались от наседавших поляков. Во время боя князь был тяжело ранен и увезен по Троицкой дороге в Лавру. Летописец по этому поводу сообщает: "Изнемогши от великих ран паде на землю, и взем его повезоша его из города вон к Живоначальной Троице, где монахи излечили князя".

Пройдет год и Д. Пожарский, вновь возглавив ополчение, по той же Троицкой дороге подойдет к Москве. Победа была не легкой, ей предшествовала двухмесячная осада, но измученный голодом, засевший в Кремле польский гарнизон наконец сдался. Ожесточенный семичасовой бой ополченцы у Арбатских ворот (современная Арбатская площадь) с отрядами гетмана Ходкевича, шедшими с обозом продовольствия и боеприпасами, и победа над ними вынудили польский гарнизон Кремля сложить оружие. После освобождения Москвы от интервентов Дмитрий Михайлович делает Медведково своей основной подмосковной резиденцией. Он ставит здесь боярский двор, людской двор, где жили конюхи и "деловые" люди, две мельницы на реках Яузе и Чермянке, и пустошь превращается в село.

В 20-х гг. князь Д. М. Пожарский ставит в Медведкове деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы. Храм имел один придел во имя святого Петра Александрийского. В память о Смутном времени Пожарским специально был отлит особый колокол. Строительство каменного храма на месте деревянного завершили его сыновья Петр и Иван к 1645 г. (по другим данным в 1644 г.). Храм являет нам прекрасный образец древнего искусства шатровой формы. Состоит он из центрального кубического объема на высоком подклете, завершенного шатром с наконечниками, с кокошниками у основания и 4-мя главками, трехчастной ансиды с главкой, 2 приделов, увенчанных главками, и галереи (ранее открытой), охватывающей центральный объем с трех сторон. С запада к храму примыкает колокольня, верхний ярус, которой был достроен в XIX в.

К 1687 г. род Пожарских по мужской линии прекратился. Царевна Софья награждает Медведковом своего фаворита В. Голицына. В. Голицын был для своего времени человеком редкой образованности, но лишенным способностей к военному делу. Руководимые им походы закончились неудачами, хотя Софья всеми силами и старалась создать своему любимцу славу полководца. Поэтому владение им Медведковом должно было продемонстрировать преемственность воинской славы. Владел В. Голицын вотчиной совсем недолго, причем рассматривал ее, прежде всего, как доходное хозяйство, которое давало его московскому двору продукты. Но вместе с тем он старался обстроить и украсить поместье. Вот как оно выглядело, судя по описанию, в 1691 г.: "В усадьбу вели ворота большие столярные с пристенками", пестро расписанные "аспидом, разными красками".

Сами хоромы представляли собой обширную деревянную постройку, крытую "гонтами по-черкасски" и "тесом по-польски", с многочисленными вышками и чердаками, на которых развевались флюгера, "писаны по жести" разными красками, с переходами и бундуками, окруженные окончинами, вставленными в резные косяки. Комнаты украшали ценинные (майоликовые) печи; двери были обиты красным сукном. На стенах "в рамах золоченых и лазоревых" висели картины, написанные "на холсте немецкой работы", парсуны (портреты) иностранных государей и географические карты. Кругом хором теснились хозяйственные службы: мыльня, ледники, житницы, конюшенный двор; зеленела березовая роща, заменявшая парк. На реке Чермянке был пруд-садок, "а в том пруде рыба саженная (двухметровая), осетры, стерляди, лещеди (лещи) и лини". Выкопаны были еще четыре пруда для разведения рыбы. В прудах плавали лебеди. На дворе около хором гуляли олени. В имении были породистые черкасские волы, немецкие коровы, имеретинские лошади. Голицын на уставал приобретать все новые и новые земли, и вскоре к Медведкову, имевшему 72 десятины земли тароватый князь прикупил деревни Раево, Сабурово на берегу Чермянки, Юрлове, Подушкино, Выползово, Филино, пустоши Щеголево и Панкине. Тем самым он увеличил свои земли почти в 30 раз: в руках Голицына очутилось 2050 десятин. Когда Петр I начал тяжелой рукой расправляться со сторонниками Софьи, имения Голицыных, Хованских, Шакловитого и других заговорщиков были описаны и конфискованы. Такая же участь постигла и село Медведково. Именно из Медведкова В. Голицына вывезли в Троице-Сергиеву лавру, где был зачитан указ о лишении его боярского сана и всех владений и высылки в Каргополь. Конфискованное у В. В. Голицына Медведково перешло к Нарышкиным. При них село все больше и больше приходило в упадок. Так, в 1704 г. в нем жило всего 8 крестьян, да в трех дворах проживали 9 солдат, дежуривших на заставах Троицкой дороги. Примерно через 100 лет жизнь в Медведкове резко изменилась, население возросло. Дворяне и фабриканты, владевшие селом, стали заселять его купленными крепостными. В 1809 г. при помещике К. Я. Шмидте в Медведково жило 205 крепостных. Шмидт продал село А. Г. Сунгурову и П. М. Гусятникову. Затем имение было поделено: Е. Я. Сунгуровой достались Медведково, деревня Сабурово и половина деревни Юрлово со 122 крестьянами, а Н. М. Гусятников получил Филино, деревню Раёво и другую половину деревни Юрлово со 117 крестьянами. Со 2-й половины XIX в. Медведково — дачная местность. Здесь отдыхали поэт В. Брюсов, художники К. Коровин и М. Врубель. Будущий поэт, переводчик и литературовед Валерий Яковлевич Брюсов девятилетним мальчиком писал в 1884 г. как корреспондент детского журнала "Задушевное слово" о том, как он проводил с родителями лето на даче в селе Медведкове. В то время в Медведкове насчитывалось, не считая дач, всего 10 крестьянских дворов и 83 жителя. Сейчас Медведково — один из крупнейших "спальных" районов столицы. Проживает в нем почти 200 тысяч москвичей.

 

Медведково // http://schools.techno.ru/sch758/svao/ (страничка не сохранилась).

 

***

 

Мельница в селе Медведкове. Фотография начала XX века.

Автор: Свищов-Паола Николай Иванович

Из фонда РГАЛИ.

 

★★★

 

Деревянный усадебный дом в Медведкове. Фотоснимок 1932 г. Главный фасад.

 

Несохранившаяся усадьба в Медведкове находилась восточнее церкви, вблизи нынешней Полярной улицы, тогда — просёлочной дороги, продолжавшейся за Яузой нынешней Кольской улицей. Главный дом стоял над склоном к Яузе, по которому спускался террасный парк.

Ещё в 1930 г. в доме помещалась школа (ШКМ), но дом уже выглядит сильно обветшавшим; на месте восточного флигеля виден бревенчатый сарай (по материалам книги "Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная часть территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города)", 2004 г.).

 

 

Деревянный усадебный дом в Медведкове. Фотоснимок 1932 г. Парковый фасад.

 

По литературным сведениям, дом выстроен в середине XIX века. Однако уже на плане окрестностей Москвы 1821 г. на этом месте показан дом с парой флигелей по сторонам, и гораздо вероятнее, что в дальнейшем сохранялся именно он, лишь его декорация была частично изменена. По склону в парк спускается каменная лестница с промежуточной площадкой.

В 1930-х годах дом использовался для детского санатория. Дальнейшая судьба его неизвестна. (по материалам книги "Памятники архитектуры Москвы. Окрестности старой Москвы (северо-западная часть территории от Камер-Коллежского вала до нынешней границы города)", 2004 г.).

 

 

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Медведкове

 

Храм Покрова Пресвятыя Богородицы в Медведкове

на Заповедной улице.

 

Абсолютное большинство из нас, современных москвичей, живет на окраинах, в так называемых спальных районах. Здесь мы проводим значительную часть своего времени. Но знаем ли мы историю своего района, своей малой родины? Можем ли мы правильно объяснить хотя бы это самое название? Что скрыто в именах районов «Бибирево», «Химки-Ховрино», «Свиблово»? А ведь это крупнейшие районы Москвы, население которых сопоставимо с большим городом. А водились ли на Соколе соколы, а в Медведкове медведи? Нам могут возразить, что эти, как и другие московские окраины, не есть Москва, что это бывшие села и деревни, вошедшие в состав Москвы 50, 40, 30 лет назад. Да и что может быть интересного в спальном районе, сплошь застроенном однообразными многоэтажными «коробками»? Однако почти в каждой современной окраине сохранились ее жемчужины, служащие ярким украшением современных районов: это старинные церкви и усадьбы, многие из которых ныне восстановлены и переживают второе рождение.

На северо-восточной окраине Москвы, там, где река Чермянка впадает в Яузу, расположен замечательный памятник русского каменного шатрового зодчества первой трети XVII века церковь Покрова Пресвятой Богородицы, что в Медведкове. Этот храм памятник национального объединения России, одоления Смуты, зримое воплощение политических и культурных достижений России второй четверти XVII века.

Само название «Медведково» как подмосковной вотчины известно с начала XVI века. Им владел боярин В. Ф. Пожарский, отличавшийся необыкновенной силой и прозванный потому Медведем. От прозвища владельца местность и получило свое название, сохраняющееся до сих пор: Медведково.

В начале XVII в владельцем Медведкова стал князь Дмитрий Михайлович Пожарский, человек, сыгравший уникальную роль в деле спасения Отечества от иностранной интервенции. В решающий период Смутного времени именно на территории бывшего села Медведкова народное ополчение Дмитрия Пожарского и Козьмы Минина сделали последнюю остановку перед решающей битвой с поляками за Москву. На этом месте русское воинство молилось о победе и поклялось либо погибнуть, либо освободить столицу Родины от захватчиков. Поляки и русские сражались с крайним ожесточением, ибо победа каждой стороны означала либо победу России, либо ее поражение. Москва была взята русскими. Так Медведково внесло свою лепту в историю Смутного времени.

После окончания Смуты ее герой Дмитрий Пожарский делает Медведково своей главной подмосковной резиденцией. В память о событиях Смутного времени Пожарский в 1620 г. ставит в Медведкове деревянную шатровую церковь Покрова Богородицы. Храм имел один предел во имя св. Петра Александрийского.

Выбор названия медведковской церкви не случаен. В средневековье каждый шаг в жизни человека осмысливался, ничего не было случайным; за каждым названием и наименованием стояла память о том или ином событии. Для такого мемориального памятника, каким стала медведковская церковь, это было крайне важно и актуально.

Возведение храмов в честь Покрова было инициировано царствующими Романовыми (так как победа имела крайне важное значение для укрепления новой династии на троне) строительством церкви Покрова в их родовой вотчине селе Рубцове, и подхвачено И.Н. Романовым, Ф.И. Мстиславским, Д.М. Пожарским, построившими в 1618 — 20-х гг. деревянные Покровские храмы в своих вотчинах (соответственно Измайлове, Филях, Медведкове). Позднее перестроенные в каменные, все три храма сохранились до сих пор и несут память потомкам о тех далеких событиях.

 

Вид на церковь с моста на Кольской улице. Фото А. Дерюгина.

Вид на церковь с моста на Кольской улице.

Фото А. Дерюгина.

 

Выбор местоположения медведковской церкви с точки зрения сакральной топографии тоже очень важен и примечателен. Она расположена на пути от Москвы к Троице-Сергиеву монастырю, главному монастырю страны, стойко сражавшемуся с интервентами в Смуту, бывшим во многом духовным центром сопротивления и единения русских сил.

В 1634-1635 годах Дмитрий Пожарский перестраивает церковь в каменную, любоваться которой можно и сегодня. Перестройка храма также была связана с важными событиями в жизни страны и самого Пожарского. В 1634 г. между Россией и Польшей был заключен Поляновский мир, согласно которому польский король отказывался от своих притязаний на Москву. А для Пожарского это событие означало закрепление плодов победы в деле освобождения Родины от чужеземного ига. Кроме того, начало 30-х годов ознаменовалось в жизни Пожарского событиями личного характера: окончанием трудного воеводства в Новгороде, напряженными военными действиями против поляков под Можайском и Смоленском, смертью горячего любимого сына Федора и близкого ему по духу патриарха Филарета, отца-родоначальника новой династии Романовых. Все это вместе и вызвало желание Пожарского обновить медведковский храм, связав его с общими идеями национального масштаба и наиболее значительными событиями своей жизни.

Ныне существующий храм является прекрасном образцом древнего шатрового зодчества. Это один из последних в московском зодчестве одношатровых храмов, строительство которых «как не соответствующих церковному чину» было запрещено патриархом Никоном в 1652 г. На колокольне сохраняется надпись о том, что это село принадлежало Дм. Пожарскому. Князь заказал и колокола с надписями, повествующими о истории создания церкви и ее владельце. Стоящая на крутом берегу Яузы, церковь Покрова была и является главным украшением Медведкова.

В связи с конструктивными особенностями церкви в ней два храма: главный верхний во имя Покрова и нижний теплый во имя иконы Божией Матери Знамение. История пределов такова: после сооружения храма в 1634-1635 гг. их было три: Знамения, Варлаама Хутынского и Антония Римлянина. Выбор престолов отнюдь не случаен, поскольку все они новгородского происхождения и связаны с памятью о пребывании Пожарского воеводой в Великом Новгороде: Знаменская икона была и есть главная святыня и заступница Великого Новгорода и всей новгородской земли от врагов, а Варлаам Хутынский и Антоний Римлянин — знаменитые новгородские подвижники, основавшие на окраинах города монастыри, существующие и по сей день.

В 1652 г. храму выдана грамота на освящение престола во имя 9 мучеников Кизических. И опять выбор совсем не случаен. Почитание 9 мучеников Кизических было крайне редким на Руси. Память приходится на 29 апреля ст. стиля. А князь Дм. Пожарский умер на 9 день после этого праздника (20 апреля 1642). И ровно через 10 лет после кончины князя и была выдана грамота на освящение нового престола. Так в медведковской церкви была увековечена память кончины героя Смутного времени. Опись храма за 1690 г. указывает на наличие тех самых четырех приделов, которые сохраняются и доныне: вверху — главный во имя Покрова и боковые: северный 9 мучеников Кизических и южный преп. Сергия, основанный в том же 1690 г. Внизу теплый храм во имя Знаменской иконы. Престол преп. Сергия Радонежского был основан уже Голицыным.

Дальнейшая история села такова. Род Пожарских пресекся на его внуке Юрии Ивановиче (1682). Село отошло в казну, и в 1687 г. царевна Софья жалует им своего фаворита князя Василия Васильевича Голицына, владевшего им до петровской опалы в 1690 г. При нем происходит расцвет Медведкова. Голицын обратил особое внимание на украшение храма. Именно он был инициатором переименования приделов в настоящем виде, а также пригласил артели мастеров для создания сохраняющихся до сих пор иконостасов.

Великолепный пятиярусный иконостас главного храма относится к концу XVII века. В его создании предположительно принимал участие знаменитый белорусский мастер Карп Золотарев, создавший в те же годы иконостас в известной и прославленной русской церкви, шедевре «нырышкинского барокко» храме Покрова в Филях. Иконостас нижнего храма создан примерно в то же время, что и верхний: по стилевых особенностям можно говорить, что и его создавал Карп Золотарев или его ученики.

Софья любила Медведково и часто бывала здесь летом. Прогулявшись по прекрасной березовой рощице, тут же можно было наловить разводимой в пруду самой разной рыбы, покормить прекрасных лебедей и оленей, покататься по живописным окрестностям на породистых лошадях, а затем отдохнуть в прекрасном дворце.

Любила Софья и медведковскую церковь, подолгу стояла на службах. Будучи художественно одаренной, именно для этой церкви в 1681 г. Софья создала прекрасные цветные миниатюры к напрестольному Евангелию, хранившемуся в церкви. Сейчас Медведковское напрестольное Евангелие 1681 г., вошедшее в кладовую русского искусства и культуры, находится в Историческом музее.

Однако стремительный расцвет Медведкова, начавшийся при Голицыне, был недолгим. В 1690 г. не по летам развитый Петр I достиг совершеннолетия и должен был стать царем. Но Софья, официально бывшая регентшей при братьях, не желала передавать престол возмужавшему Петру (слабоумный Иоанн в расчет не принимался). Был составлен заговор с целью устранения Петра.

Однако будущий преобразователь России сумел вовремя его раскрыть и обезвредить заговорщиков. В их числе был, конечно же, и столь милый ее сердцу В. В. Голицын. Именно отсюда, из любимого Медведкова, взятый под стражу Голицын был доставлен в Троице-Сергиеву лавру к Петру, где бывшему всесильному фавориту было объявлено о лишении боярского сана, всех привилегий и ссылке в Каргополь. А Медведково вместе со всеми другими владениями было отписано согласно распространенной тогдашней практике на государя. В том же году, после опалы Голицына, была составлена подробнейшая опись имения, из которой и известно о расцвете Медведкова при Голицыне.

Конфискованное село Петр передал своему дяде Л. К. Нарышкину, в роду которых оно было больше века: с 1691 по 1795 год. При них село пришло в упадок. Так, в 1704 году в Медведкове жило всего лишь 8 крестьян да 9 солдат, дежуривших на заставах Троицкой дороги.

В начале XIX века образ жизни в селе меняется в лучшую сторону, идет приток населения. Дворяне и фабриканты, владевшие селом, заселяют его купленными крепостными. Так, при помещике Шмидте в 1809 г. в Медведкове жило уже 205 крепостных. Затем в 1812 г. Шмидт продал его купцам А. Г. Сунгурову и Н. М. Гусятникову, которые поделили территорию имения, причем собственно Медведково осталось у рода Сунгуровых (до 1890 г.). Последним владельцем села был Н. М. Шурупенков.

 

Окрестности села Медведкова, 1937 или 1938 год. Справа от церкви видно трехногую опору линии электропередачи. Как и в наши дни, окраины села были излюбленным местом отдыха.

Фото из семейного Архива Дмитрия Лобова.

 

Со второй половины XIX в. Медведково начинает все больше превращаться в популярную дачную местность Ближнего Подмосковья, а бывшие крепостные начинают сдавать свои дома на лето приезжающим из Москвы дачникам. Здесь отдыхали художники К. Коровин и М. Врубель, а будущий поэт В. Брюсов, будучи одиннадцатилетним мальчиком, в 1884 г. оставил восторженный детский отзыв для детского журнала «Задушевное слово» о прекрасном времяпрепровождении в Медведкове. Удостоилась церковь Покрова запечатления и в живописи. В московском музее В. А. Тропинина и художников его времени есть картина В. Е. Раева (1808-1871), изображающая церковь вместе с живописными окрестностями.

После 1917 г. жизнь Медведкова разительно изменилась. В бывшей усадьбе размещались различные конторские учреждения.

В советское время храм не закрывался, но службы до Великой Отечественной войны шли лишь в нижнем теплом приделе. После 1945 г. храм был отремонтирован, так что служить стали и в верхней церкви под руководством его долголетнего настоятеля архимандрита Сергия (Савельева). Он же указал сделать надпись «КРЕСТ — ПОБЕДА НАД СМЕРТЬЮ» на большом безыменном мраморном кресте, найденном среди остатков медведковского кладбища, после чего крест был водружен перед церковью.

 

Медведковское кладбище,

22 апреля 2006 года.

 

В 1960 г. после строительства Московской кольцевой автодороги Медведково вошло в состав Москвы, а вскоре стало районом массовой застройки. С начала 1970-х гг. село начали постепенно сносить и через десять лет полностью уничтожили. На его месте вырос один из крупнейших «спальных» районов Москвы с населением свыше 200 тысяч человек. Сохранившаяся от села церковь является ярким и главным украшением огромного района, сплошь застроенного маловыразительными «коробками». И она может очень много рассказать о славном прошлом нашего Отечества заинтересованному москвичу.

 

При написании статьи использованы материалы:

сайта Префектуры Северо-Восточного Административного округа города Москвы http://svao.mos.ru,

сайта http://kalinovca.narod.ru,

сайта http://www.pravoslavie.ru.

 

Мария Дудалева. Храм Покрова в Медведкове // Витамин. — No.5., предположительно, между 2004 и 2006 гг., http://home-edu.ru/user/f/00000006/vit_5/index.html по состоянию на 20.10.2022 г. ссылка недоступна.

Пасха, 1994 год.

Фотография Алексея Бондаренко.

Алексей сообщил, что здесь интересен зеленый домик приходского священника, сохранявшийся до лета 2012 года. Это был дом No. 52 по Заповедной улице. Купола храма до 1996 года также были зелеными. Нижний, Знаменский, предел  (подклеть) не был таким широким как сейчас.

 

Кладбище, вид с колокольни, 9 мая 2013 года.

Фотография Алексея Бондаренко.

 

На колокольне, вид на Заповедную улицу, 9 мая 2013 года.

Фотография Алексея Бондаренко.

 

 

 

Деревня Медведково и храм, 1998 год.

Фотография Алексея Бондаренко.

 

 

 

На фото 1993 года - клирик храма о. Виталий Павлюткин, который часто вспоминал, как ещё до присоединения Медведкова к Москве на берегах Яузы было много домашней живности - гусей, коров, кур.

Фотография и комментарий Алексея Бондаренко.

 

 

 

Вид на бывшее село Медведково от стадиона в Отрадном, 1995 год.

Фотография Леонида Семёнова.

   

Вид на Медведково с крыши дома No.12 по Тенистому пр. Видно, как было тогда расширено Медведковское кладбище (законно ли?), виден пустырь на месте, где сейчас находятся бассейн, каток, и строится горнолыжный склон.

1997 год.

Справа видены универсам и завод "Полимерплёнка" на Полярной улице.

Фотография и комментарий Дмитрия Мамлеева, 20 апреля 2010 г.

   

Сергей Андрияка

Весна в Медведково

1985 г.

Бумага, акварель

Фрагмент фотографии с сайта bidspirit.com.

 

Может быть, это и "фантазия на тему", однако по свидетельству очевидца, даже в 1984 году в окрестностях Медведкова ещё можно было увидеть и табуны коров, и диких мустангов.

     

Фотографии из своего архива комментирует Леонид Семёнов.

1981 год, окрестности села Медведково. Район впадения Чермянки в Яузу. Река на фотографиях – или Яуза, или Чермянка, я точно не помню, к сожалению… Чермянка в то время не была такой заболоченной, было узкое аккуратное русло. Со временем она постепенно разлилась, и окружающие земли превратились в болото. А раньше там были огороды.

На всех четырех фото отлично видны огороды на берегу реки, на первом снимке на заднем плане слева даже виден один из домов!

На снимках я с родителями.

Медведково, 1981 год.

Фотография из архива Леонида Семёнова.

     

Медведково, 1981 год.

Фотография из архива Леонида Семёнова.

 

 Вид на Заповедную улицу с левого берега Яузы, примерно 1984 или 1985 год. В верхней левой части снимка видны постройки села Медведкова.

На дальнем плане видно (справа) здание школы (Заповедная улица дом 22), в центре - две башни (дома 20 и 20а на Заповедной улице), выходящие западными фасадами на Полярную улицу, слева - дом 8 корпус 1 по Заповедной улице. Съёмка велась с левого берега Яузы в районе Чукотского проезда.

Фотографию прислал Сергей Сащенко 16.01.2007 г.

Вид на Заповедную улицу с высокого берега Яузы от стадиона ЦНИИСа.

22 апреля 2006 года.

 

 

Правый берег Яузы. Справа – холм с храмом Покрова, слева, на противоположном берегу – пруд «Холодок».

 

 

Фотографию реки Яузы в районе Кольской улицы предоставил Алексей Лифанов 08.08.2006 г.

Для ориентации на местности: спереди - дома на Заповедной улице, сзади и справа - Ленская улица, слева - Кольская улица.

Фотография сделана летом 1985 года.

 

 

Вид с правого берега Яузы в сторону Старого Медведковского моста.

Фотография Максима Королёва, 1998 г. (передана автором Северянам осенью 2004 г.). Комментарии автора выделены курсивом.

 

 

 

В этом месте находился старый деревянный мост через Яузу, сгоревший в 1984-85 гг.

 

 

Даже в загрязненной Яузе могут расти такие кувшинки.

 

вперёд

 

Медведково и окрестности

 

Page 1. Page 2. Page 3. Page 4. Page 5. Page 6. Page 7. Page 8. Page 9. Page 10. Page 11. Page 12. Page 13. Page 13.

 

Московский север

 

 

©

 

2

0

0

4

-

2

0

2

3

 

C

е

в

е

р

я

н

е

 

To the top of the page

 

Created by © De Noorderlingen, 2004, 23 April

© 2024-03-17 De Noorderlingen/Северяне